Краткая история витража

Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло) – это орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи, заполняющие оконные проемы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера.

До нашей эры

Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане и Риме, простейшие витражи существовали еще в Древнем Египте со 2-го тыс. до н. э., а в Древнем Риме - с 1 в. н. э. В раннехристианских базиликах Рима и Равенны заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок.

X-XII в.в.

В X-XII вв. в романских храмах Франции и Германии появились сюжетные витражи из кусков красного и синего стекла, вырезанных по контуру изображений и скрепленных свинцовыми полосками. Каждая из торжественно застывших фигур святых заполняла оконный проем. Проникавший сквозь витражи окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности.

Это впечатление стало особенно ощутимым в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами. В эпоху готики техника витража остается той же, что и в романскую, но обогащается цветовой набор стекол, усложняются сюжеты. Наряду с религиозными сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников. Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки которого создают эффект иррационального пространственного фона (Собор Парижской Богоматери), детали порой выполняются росписью.

XIV-XV в.в.

В XIV-XV вв. искусство витража получает развитие в Англии (витражи Вестминстерского аббатства в Лондоне, собора в Уэльсе), а также в ряде других стран (Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно в витражах все большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфическую для средневековья витражную плоскостность, формы дробятся, мельчают.

XVI в.

В XVI в. для украшения жилища применяют "кабинетные" витражи - однотонные со светскими сюжетами. В эпохи барокко и классицизма витраж почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле.

Наше время

Современные витражи составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Все чаще создают витражи из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, трехслойные из органического стекла, витражи из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементе или железобетоне.

Декоративную обработку стекла для витражей ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием. Это позволяет выявлять богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым, искрящимся. Витражи приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции.

По материалам БСЭ.


© 2006 — Художественная мастерская "Эствит"
Сайт управляется системой uCoz